Физика 7б

 

Внимание!

Доброе утро! С 07.11.2022 г.

Все уроки будут выкладываться в группе Вконтакте.

Там же будут выкладываться ссылки на Телемост по расписанию. Присутствие на уроке строго обязательно!

Ссылка: https://vk.com/club216978964



27.10.2022

Доброе утро.

Ссылка на Яндекс Телемост.
1-й урок начнется по расписанию.
Просьба внимательно следить за расписанием и предупреждать классного руководителя в случае возникновения проблем со связью.

Тема «Взаимодействие тел»   

Цели урока: выяснение  причины  изменения скорости тела.

Мы знаем, что изменение скорости тела происходит в результате воздействия на него другого тела. Если мы говорим, что первое тело действует на второе, то и второе тело, по-видимому, как-то действует на первое. Поэтому принято говорить о взаимодействии тел.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

Действие тел друг на друга называется взаимодействием. С взаимодействием тел мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Удар ноги по мячу, столкновение бильярдных шаров, сжатие пружины, давление подошвы на землю — всё это примеры взаимодействия тол.

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с примерами взаимодействия тел. Рассмотрим взаимодействие пушки и снаряда. Перед выстрелом снаряд находится в покое относительно пушки. Во время выстрела снаряд и пушка взаимодействуют и начинают двигаться в разные стороны. Происходит явление отдачи.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ И ИЗМЕНЕНИЕ ИХ СКОРОСТИ

Обычно наш жизненный опыт позволяет безошибочно определить, какое тело имеет большую массу, а какое — меньшую, без измерительных приборов.

Представим себе, что мы хотим раскачать или остановить качели, стоя около них. Очевидно, что в случае, когда на качелях сидит человек, это сделать труднее, чем в случае, когда на качелях никого нет. Это означает, что, чем массивнее тело, тем труднее изменить его скорость.

В нашем примере во взаимодействии участвовали следующие тела: качели (пустые или вместе с сидящим на них человеком) и человек, раскачивающий их.

Прикрепим к первой тележке упругую пластинку, изогнутую и связанную нитью. Если перерезать нить, пластинка, выпрямляясь, не действует на другие тела. Поэтому тележка остаётся в покое и её скорость не изменяется. Поставим вторую тележку вплотную к согнутой пластинке. Теперь пластинка, выпрямляясь, действует на вторую тележку, а та, в свою очередь, действует на первую. В результате обе тележки начинают двигаться относительно стола.

Опыт подтверждает, что действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тола действуют друг на друга, т. е. взаимодействуют.

В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость (начать движение или остановиться), а также изменить направление своего движения. При этом у разных тел скорости изменяются по-разному.

Продолжим изучать движение тележек, к одной из которых прикреплена пластина, стянутая нитью. Если в опыте участвуют одинаковые тележки, то после разрезания нити они разъедутся приблизительно с одинаковой скоростью. Если же на одну из тележек положить гирю, то после разрезания нити она будет двигаться значительно медленнее.

ПОНЯТИЕ ИНЕРТНОСТИ

Говорят, что тело, которое при взаимодействии меньше изменяет свою скорость, более инертно и имеет большую массу. Тело, которое при взаимодействии больше изменяет свою скорость, менее инертно и имеет меньшую массу.

Таким образом, инертностью называют свойство тела сохранять свою скорость (или состояние покоя).

ПОНЯТИЕ МАССЫ

На протяжении всей истории физики учёные неоднократно возвращались к обсуждению понятия массы. При кажущейся на первый взгляд простоте это понятие таит в себе много интересного, и мы к этому ещё вернёмся при дальнейшем изучении физики. На самом деле понятие массы относится к числу наиболее фундаментальных и первичных характеристик объектов материального мира.

Масса тела — это физическая величина, которая характеризует его инертность, т. о., чем больше масса тела, тем труднее изменить его скорость при взаимодействии. Массу принято обозначать латинской буквой m.

Любое тело — человек, Земля, Солнце, капелька воды, атом, молекула и т. д. — обладает массой.

Даже ребёнку достаточно просто разогнать или остановить игрушечную машинку, но нужен мощный электровоз, чтобы сдвинул» с места гружёный состав. Ракеткой для бадминтона просто изменить скорость и направление движения лёгкого волана. Но такая ракетка не пригодна для игры в большой теннис. Эти примеры подтверждают, что изменение скорости тела при взаимодействии зависит от массы тела.

ЕДИНИЦЫ МАССЫ

В Международной системе единиц (СИ) за единицу массы принят килограмм (1 кг). Килограмм — это масса эталона, который изготовлен из сплава платины и иридия и хранится во французском городе Севре. На практике, кроме килограмма, используют и другие единицы массы тонну (т), центнер (ц), грамм (г), миллиграмм (мг):

1 т = 1000 кг, 1 г = 0,001 кг, 1 ц = 100 кг, 1 мг = 0,000001 кг.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ

Для определения массы существуют различные способы. Способ определения массы тела по изменению его скорости при взаимодействии применяется в обыденной жизни нечасто. Самый распространённый и самый древний способ определения массы — это взвешивание на рычажных весах.

Взвесить физическое тело — значит сравнить его массу с массой эталона.

В Египте на пирамиде в Гизе высечено изображение равноплечих весов. Эта пирамида была построена при династии Хеопса, т. е. между 2930-2750 гг. до н. э. При археологических раскопках удалось найти гири древних египтян. Самая маленькая из них весит несколько граммов.

В Древней Руси товары взвешивали на равноплечих весах, или, как тогда говорили, скалвах. Однако наши предки пользовались и неравноплечими весами римской конструкции, которые поначалу назывались «пуд».

Масса тела — это физическая величина, характеризующая меру его инертности. Массу принято обозначать латинской буквой m.

Домашнее задание § 17, творческое задание «Что было бы с телами, если вдруг исчезли все взаимодействия» .

24.10.2022



Задания

школьного этапа Республиканской олимпиады школьников

образовательных организаций Донецкой Народной Республики

в 2022-2023 учебном году

по физике

7 класс

 

 1.   Обнаружена запись о местонахождении клада: «От старого дуба пройти на север 20 м, повернуть налево и пройти 30 м, повернуть налево и пройти 60 м, повернуть направо и пройти 15 м, повернуть направо и пройти 40 м; здесь копать». Каков путь, который согласно записи, надо пройти, чтобы дойти от дуба до клада? На каком расстоянии от дуба находится клад. Выполните рисунок задачи.

 2На рисунке изображены шкалы пяти линеек. Укажите сначала номер шкалы, которая имеет наибольшую цену деления, а затем номер шкалы, которая имеет наименьшую цену деления.    

                             




      

  3.  Два малыша Петя и Вася решили устроить гонки на движущемся вниз эскалаторе. Начав одновременно, они побежали из одной точки, расположенной точно посередине эскалатора, в разные стороны: Петя - вниз, а Вася - вверх по эскалатору. Время, затраченное на дистанцию Васей, оказалось в 3 раза больше Петиного. С какой скоростью движется эскалатор, если друзья на последних соревнованиях показали одинаковый результат, пробежав такую же дистанцию со скоростью 2,1 м/с?

  4.   Крош, Нюша и Ёжик расположились на прямой дороге, как показано на рисунке. Крош и Ёжик побежали одновременно навстречу друг другу со скоростями 5 м/c и 7 м/с соответственно.

1) Через какое время встретятся Крош и Ёжик? Ответ укажите в секундах, округлив до целого числа. 

2)   Какой путь пройдёт Крош к моменту их встречи? Ответ укажите в метрах, округлив до целого числа.

 

   5. На рисунке изображены четыре вертикальных сосуда с круглым горизонтальным сечением. Их поставили на стол рядом друг с другом и сфотографировали сбоку (см. рисунок). На стенки этих сосудов нанесены шкалы. При этом правильное значение объёма жидкости можно определить только с помощью одного из этих сосудов. В сосуды одновременно начали добавлять жидкость, которая течёт в каждый сосуд тонкой струйкой с одинаковой скоростью 10 миллилитров (мл) в секунду.

1) Сколько времени наливалась жидкость в сосуды? Ответ укажите в секундах, округлив до целого числа.

2) Какова цена деления у сосуда с правильной шкалой? Ответ укажите в миллилитрах, округлив до целого числа.

             
           
    

    Критерии оценивания решений задач (в баллах)

 

1

2

3

4

5

20

20

20

20

20

 

 

 

 

 

 20.10

Контрольная работа № 1

«Первоначальные сведения о строении вещества.

Механическое движение»

 

1 вариант.

 

1.      Одинаковы ли молекулы воды, льда водяного пара?

2.      Отличаются ли молекулы воды в горячем чае от молекул воды в холодном лимонаде?

3.      Почему на стыках железнодорожных рельсов оставляют промежутки, а не соединяют их плотно?

4.      Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его вместимости?

5.      Задача. Самолет развивает скорость 540 км/ч. Какое расстояние пролетит этот самолет за 0,5 часа?

6.      Задача. Скорость автомобиля 20 м / с, за какое время автомобиль проедет 15 км?

7.      Выразите скорость в м/с: -180км/ч, 108 км/ч, 54 км/ч, 180 м/мин.


17.10.2022

Тема: Явление инерции. Закон инерции.

Цель урока: Исследовать и сформировать  понятие «инерция».

В ходе этого урока вы познакомитесь с понятием инерции, узнаете, кто и когда впервые ввел это понятие, выясните, в чем состоит закон инерции, а также, как инерция помогает или вредит нам в технике и в быту. 

Явление инерции. Закон инерции в формулировке Галилея

В 1632 году вышла книга итальянского ученого Галилео Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира» – Птолемея и Коперника. В одном из разделов этой книги есть такие слова:

«Когда тело движется по горизонтальной поверхности, не встречая никакого сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы постоянно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца».

В этой фразе описывается физическое явление, которое называется инерцией.

 

Рис. 1.

Галилей приводит различные примеры, в которых доказывает, что подобное движение было бы не только равномерным, но и прямолинейным. А это означает, что неизменным остается не только численное значение, но и направление скорости. Другими словами, в ходе такого движения постоянным остается вектор скорости.

Сформулируем закон инерции так, как он звучал во времена Галилея.

Тело сохраняет свою скорость постоянной, или покоится, если на него не действуют другие тела.

Подтвердить справедливость этого утверждения на опыте невозможно, так как невозможно создать такие идеальные условия, когда на тело не действуют никакие другие тела. А если условия приближены к идеальным, то только потому, что действие других тел скомпенсировано.

Телега будет находиться в состоянии покоя, пока на нее не подействует другое тело (лошадь).

Телега будет находиться в покое, пока с ней не начнет взаимодействовать лошадь 

Рис. 2. Телега будет находиться в покое, пока с ней не начнет взаимодействовать лошадь

Пуля будет находиться в стволе пистолета, пока на нее не подействуют пороховые газы.

Пуля приходит в движение вследствие взаимодействия с пороховыми газами 

Рис. 3. Пуля приходит в движение вследствие взаимодействия с пороховыми газами

Закон инерции в формулировке Ньютона

В 1687 году английский ученый Исаак Ньютон предлагает свою интерпретацию закона инерции.

Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.

 

Рис. 4.

Немного позднее мы выясним, что сила – это физическая величина, описывающая действие одного тела на другое. Поэтому можно сказать:

«Инерция – это физическое явление сохранения скорости тела постоянной, если на него не действуют другие тела или их действие скомпенсировано».

Примеры проявления закона инерции

Когда автобус начинает свое движение от остановки, пассажиры отклоняются назад. И наоборот, при резком торможении, стремясь сохранить свою прежнюю скорость, пассажиры отклоняются вперед. Бывает, что для того, чтобы уменьшить свою скорость до значения скорости автобуса, им приходится крепко держаться за сидения (то есть взаимодействовать с сидением для изменения своей скорости).

При разгоне автобуса пассажиры наклоняются назад, при торможении – вперед 

Рис. 5. При разгоне автобуса пассажиры наклоняются назад, при торможении – вперед

Когда лошадь внезапно останавливается, то неопытный наездник может перелететь через ее голову вперед.

Резко остановившись, лошадь может сбросить неопытного наездника 

Рис. 6. Резко остановившись, лошадь может сбросить неопытного наездника

То же бывает и с велосипедистом, при слишком резком нажатии на передний тормоз или при наезде на крупное препятствие.

Наезд велосипеда на препятствие грозит падением через руль 

Рис. 7. Наезд велосипеда на препятствие грозит падением через руль

Проведите такой простой опыт. Положите на стакан небольшую открытку, а на открытку положите монету.

 

Опыт со стаканом и монетой.

Рис. 8. Опыт со стаканом и монетой

Если резким щелчком сбоку привести открытку в движение, то монета по инерции почти не сдвинется и упадет в стакан.

Все это – демонстрации явления инерции. 

Что, если действие других тел на данное тело не скомпенсировано?

Опыт, аналогичный описанному ниже, в свое время проводил Галилео Галилей.

С наклонной плоскости скатывается шарик и далее движется по гладкому горизонтальному столу. Поскольку стол гладкий, то скорость шарика изменяется очень медленно, его движение приближено к равномерному прямолинейному. Но если на пути движения шарика возникнет небольшое препятствие – тонкий слой песка, – характер движения изменится. Скорость шарика быстро уменьшится вплоть до полной остановки.

 Взаимодействие с песком изменяет скорость катящегося шарика 

Рис. 9. Взаимодействие с песком изменяет скорость катящегося шарика

Сделаем вывод. Чем меньше действие одного тела на другое, тем медленнее изменяется скорость тела и тем ближе движение тела к равномерному прямолинейному.

Заключение

Подведем итог нашего урока. Инерция (от латинского inertia – неподвижность, бездеятельность) это физическое явление, которое проявляется в том, что изменить скорость тела можно, только подействовав на него другим телом. В противном случае тело будет сохранять свою скорость, то есть двигаться равномерно и прямолинейно (или находиться в покое).

Домашнее задание: Прочитайте § 16. 

Ответьте на вопросы:

  1. 1. Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
  2. 2. Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?
  3. 3. Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
  4. 4. Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.
  5. 5. Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?

13.10.2022

Тема: Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения.

В данной теме будем применять приобретённые знания о механическом движении на практике. Прежде чем начать решать задачи, вспомним, необходимые определения. Путь – это физическая величина, равная длине траектории, по которой двигалось тело, в течение данного промежутка времени. Путь является скалярной величиной, то есть, не имеет направления. Скорость при равномерном движении – это величина, равная отношению пройденного пути к промежутку времени, за который этот путь пройден.

                                                               

Скорость является векторной величиной, то есть, характеризуется как числовым значением, так и направлением.

Средняя скорость при неравномерном движении – это величина, равная отношению всего пройденного пути к общему времени в пути.

                                                   

Задача 1. Какой путь пройдет автомобиль, двигаясь равномерно со скоростью 75 км/ч за 20 минут?

В первую очередь, необходимо научиться правильно оформлять задачи по физике. При решении любой задачи нужно писать «дано». То есть, в левой части листа необходимо записать слово «дано», после которого ставится двоеточие, а дальше в столбик перечисляете все исходные данные, которые указаны в условии задачи. В нашем случае – это скорость и время в пути. После этого, нужно очеркнуть данные и ниже (уже под линией) записать, что необходимо найти. В задаче спрашивается, какой путь пройдет автомобиль. Дальше приступаем непосредственно к решению задачи.

А теперь обратите внимание вот на что: скорость в условии задачи дана в км/ч, то есть, сколько километров автомобиль проходит за час. А время в условии дано в минутах. Поэтому, прежде чем делать вычисления, необходимо перевести минут в часы.

В общем и целом, этот способ правильный. Но, чтобы не запутаться с единицами измерения, можно (и даже нужно) переводить данные в систему СИ сразу после того, как записано «дано». Напомним, что для перевода км/ч в м/с или м/с в км/ч необходимо

                                                      1 м/с = 3,6 км/ч

                                                    1 км/ч = 1/3,6 м/с

Время в системе СИ измеряется в секундах. В одной минуте шестьдесят секунд, поэтому, чтобы перевести минуты в секунды, нужно минуты умножить на 60. После того, как перевели все данные в систему СИ, необходимо очеркнуть и эту колонку, а правее пишитсяе само решение. Решение и ответ будут одинаковыми. Однако рекомендуется переводить данные в систему СИ.

Задача 2. Мотоциклист проехал 5 км вдвое быстрее, чем следующие 7 км. Найдите его среднюю скорость, если общее время в пути составило 10 минут.

Получившееся выражение, в котором остались, только те величины, которые были даны изначально, называется расчетной формулой. Только в расчетную формулу необходимо подставлять числовые значения, а до этого, все делается в буквенном виде.

Задача 3. Самолет взлетел, после чего пролетел 120 км на определенной высоте, а потом приземлился. Известно, что пути, пройденные в процессе взлета и посадки равны 120 км каждый. Во время взлета и посадки, скорость самолета была равна 200 м/с, а во время остального пути – 250 м/с. Какое время самолет затратил на весь путь? Какова средняя скорость?

Сразу хочется обратить ваше внимание на распространенную ошибку. Среднюю скорость нельзя находить как среднее арифметическое разных скоростей на разных участках движения. В этом можно убедиться с помощью простых расчетов: если подсчитать среднюю скорость, как среднее арифметическое скоростей, то получим 216,7 м/с. Этот результат неправильный. Теперь подсчитаем среднюю скорость как отношение всего пройденного пути к общему времени в пути. В результате получим 214,3 м/с. Получается вроде небольшая разница. В результате неверных расчётов за каждую секунду, пройденное расстояние увеличивается на 2,4 м/с. Поэтому, при неверном расчете за час пройденное расстоянии будет больше на 8,6 км, а это существенно.

Задача 4. Средняя скорость движения велосипедиста равна 8 м/с. Известно, что первую часть своего пути велосипедист проехал за 3 минуты. За какое время велосипедист проехал вторую часть, если общий путь составил 2 км?

Задача 5. Определите по графику скорость равномерного движения тела.

Здесь, конечно, никаких данных, кроме самого графика нет, поэтому, «дано» писать не нужно. В таких заданиях, в первую очередь нужно посмотреть на оси графика: какие величины они обозначают и в каких единицах измеряются. Вертикальная ось – обозначает пройденный путь в метрах, а горизонтальная ось – время в минутах. Значит, это график зависимости пройденного пути от времени. При равномерном движении скорость постоянна, значит, можно путь, пройденный за определенный промежуток времени, разделить на это время и, таким образом, найти скорость. Для наибольшей точности желательно найти точку, на графике, наиболее близкую к пересечению клеточек. Когда нашли такую точку, смотрим на соответствующие координаты, то есть, на значения пути и времени. Для этого из точки опускаем перпендикуляры на обе оси. Теперь, когда получили значение координат, можно определить скорость.

Основные выводы:

В качестве итогов урока, рассмотрим общий алгоритм решения задач на движение.

Домашнее задание: Прочитать  § 13, 14.

Задача № 1

Пуля, выпущенная из винтовки, долетела до цели, находящейся на расстоянии 1 \space км, за 2.5 \space с. Найдите скорость пули.

Задача № 2

Определите по графику равномерного движения, изображенному на рисунке 1:

  • скорость движения
  • путь, пройденный телом в течение 4.5 \space с
  • время, в течение которого пройден путь, равный 15 \space м

Рисунок 1. График равномерного движения
Рисунок 1. График равномерного движения

Задача № 3

Средняя скорость велосипедиста на всем пути равна 40 \frac{км}{ч}. Первую половину пути он ехал со скоростью 60 \frac{км}{ч}. С какой скоростью велосипедист проехал остаток пути?

10.10.2022

Тема: Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость

Цели урока: формирование представления о механическом движении тел, его относительности, введение физических понятий: траектория, путь, равномерное и неравномерное движение.

На этом уроке вы узнаете, что такое равномерное и неравномерное движение, познакомитесь с новой физической величиной – скоростью. Кроме того, вы узнаете о том, какие величины называются векторными, и что скорость – вектор.

1. Равномерное и неравномерное движения

Рассмотрим два примера движения двух тел. Первое тело – автомобиль, движущийся по прямой пустынной улице. Второе – саночки, которые, разгоняясь, скатываются со снежной горки. Траектория обоих тел – это прямая линия. Из прошлого урока вы знаете, что такое движение называется прямолинейным. Но в движениях автомобиля и саночек есть различие. Автомобиль за равные промежутки времени проходит одинаковые отрезки пути. А саночки за равные промежутки времени проходят все большие и большие, то есть различные отрезки пути. Первый вид движения (движение автомобиля в нашем примере) называется равномерным движением. Второй вид движения (движение саночек в нашем примере) называется неравномерным движением.

Итак,

равномерным называется такое движение, при котором за любые равные промежутки времени тело проходит одинаковые отрезки пути.

Неравномерным называется такое движение, при котором за равные промежутки времени тело проходит различные отрезки пути.

Обратите внимание на слова «любые равные промежутки времени» в первом определении. Дело в том, что иногда можно специально подобрать такие промежутки времени, за которые тело проходит равные пути, но при этом движение не будет равномерным. Например, конец секундной стрелки электронных часов каждую секунду проходит одинаковые пути. Но это не будет равномерным движением, поскольку стрелка движется скачкообразно, с остановками.

Пример равномерного движения. Каждую секунду этот автомобиль проходит путь 50 метров 

Рис. 1. Пример равномерного движения. Каждую секунду этот автомобиль проходит путь 50 метров

Пример неравномерного движения. Разгоняясь, каждую секунду саночки проходят все большие отрезки пути 

Рис. 2. Пример неравномерного движения. Разгоняясь, каждую секунду саночки проходят все большие отрезки пути

В наших примерах тела двигались прямолинейно. Но понятия равномерного и неравномерного движения в равной степени применимы и для движения тел по криволинейным траекториям.

2. Скорость равномерного движения

С понятием скорости мы сталкиваемся достаточно часто. Из курса математики вы прекрасно знакомы с этим понятием, и вам легко рассчитать скорость пешехода, который прошел 5 километров за 1,5 часа. Для этого достаточно разделить путь, пройденный пешеходом, на время, затраченное на прохождение этого пути. Конечно, при этом предполагается, что пешеход двигался равномерно.

Скоростью равномерного движения называется физической величиной, численно равной отношению пути, пройденного телом, ко времени, затраченному на прохождение этого пути.

Скорость обозначается буквой . Таким образом, формула для вычисления скорости имеет вид:

В Международной системе единиц путь, как и любая длина, измеряется в метрах, а время – в секундах. Следовательно, скорость измеряется в метрах в секунду.

В физике также очень часто применяют внесистемные единицы измерения скорости. Например, автомобиль движется со скоростью 72 километра в час (км/ч), скорость света в вакууме 300 000 километров в секунду (км/с), скорость пешехода составляет 80 метров в минуту (м/мин), а вот скорость улитки всего лишь 0,006 сантиметра в секунду (см/с).

Скорость можно измерять в различных внесистемных единицах 

Рис. 3. Скорость можно измерять в различных внесистемных единицах

Внесистемные единицы измерения принято переводить в систему СИ. Рассмотрим, как это делается. Например, чтобы перевести километры в час в метры в секунду, нужно вспомнить, что 1 км = 1000 м, 1 ч = 3600 с. Тогда

Подобный перевод можно провести и с любой другой внесистемной единицей измерения.

3. Скорость – векторная величина

Можно ли сказать, где будет находиться автомобиль, если он двигался со скоростью 72 км/ч в течение, к примеру, двух часов? Оказывается, нет. Ведь для того, чтобы определить положение тела в пространстве, необходимо знать не только путь, пройденный телом, но и направление его движения. Автомобиль в нашем примере мог двигаться со скоростью 72 км/ч в любом направлении.

Выход из положения можно найти, если приписать скорости не только численное значение (72 км/ч), но и направление (на север, на юго-запад, вдоль заданной оси Х, и т.п.).

Величины, для которых важны не только численное значение, но и направление, называются векторными.

Следовательно, скорость – векторная величина (вектор).

Рассмотрим пример. Два тела движутся навстречу друг другу, одно со скоростью 10 м/с, другое со скоростью 30 м/с. Чтобы изобразить это движение на рисунке, нам необходимо выбрать направление координатной оси, вдоль которой движутся эти тела (ось Х). Изображать тела можно условно, например, в виде квадратиков. Направления скорости тел указывают с помощью стрелок. Стрелки позволяют указать, что тела движутся в противоположных направлениях. Кроме того, на рисунке соблюден масштаб: стрелка, изображающая скорость второго тела, в три раза длиннее, чем стрелка, изображающая скорость первого тела, поскольку численное значение скорости второго тела по условию втрое больше.

Изображение векторов скорости двух тел 

Рис. 4. Изображение векторов скорости двух тел

Обратите внимание на то, что, когда мы изображаем символ скорости рядом со стрелкой, которой указывается ее направление, то над буквой ставится маленькая стрелка: . Эта стрелка говорит  том, что речь идет о векторе скорости (т.е. указано и численное значение, и направление скорости). Рядом же с числами 10 м/с и 30 м/с над символами скорости стрелочки не изображены. Символ без стрелочки обозначает численное значение вектора.

4. Подведем итоги

Итак, механическое движение может быть равномерным и неравномерным. Характеристикой движения является скорость. В случае равномерного движения для нахождения численного значения скорости достаточно путь, пройденный телом, разделить на время прохождения этого пути. В системе СИ скорость измеряется в метрах в секунду, однако существует множество внесистемных единиц скорости. Помимо численного значения, скорость характеризуется также направлением. То есть скорость – векторная величина. Для обозначения вектора скорости над символом скорости ставится маленькая стрелка. Для обозначения численного значения скорости такая стрелка не ставится.

Ссылка на видео: https://yandex.fr/video/preview/6529755862485582812

 Обратите внимание на правильное оформление задачи (Дано, Найти, Формулы, Расчеты, Ответ).

Домашнее задание: Сделать краткий конспект урока.

Выполните следующие задания:

Задача 1. Укажите относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии, груз в прицепе автомобиля.

Задача 2. Относительно каких тел покоится и относительно каких тел движется человек, стоящий на тротуаре?

Рис. 4 (Слайд 12).

Задача 3. Перечислите, относительно каких тел водитель движущегося трамвая находится в состоянии покоя.

Ученики обычно отвечают, что человек находится в покое относительно тротуара, дерева, светофора, дома и движется относительно едущего по дороге автомобиля. В этой ситуации следует обратить внимание учеников, что человек, как и Земля, движется со скоростью 30 км/с относительно Солнца.

3. Траектория движения.

Далее вводим понятие траектории и в зависимости от ее формы выделяем два вида движения: прямолинейное и криволинейное. Внимание учеников прежде всего обращаем на движение таких тел, траектории которых бывают хорошо видимы (см. рис. 5). Здесь же вводим понятие о пройденном пути как о физической величине, измеряемой длиной траектории, по которой тело движется в течение некоторого промежутка времени. В связи с этим повторяем известные из курса математики основные единицы измерения длины.

Рис. 5 (Слайд 15).

Задача 4. Установите соответствие между примером механического движения и видом траектории.

ПРИМЕР                                                                ВИД ТРАЕКТОРИИ

А) падение метеора                                             1) окружность
Б) движение стрелки секундомера                    2) кривая
В) падение капли дождя в безветренную         3) прямая
погоду.

Задача 5. Выразите пройденный путь в метрах:

                  65 км
                  0,54 км
                  4 км 300 м
                  2300 см
                  4 м 10 см

(Слайд 16).

4. Прямолинейное равномерное движение

Рассмотрим далее какие виды движения существуют ? Определим какое движение называют равномерным. Движение при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Рассмотрим пример прямолинейного равномерного движения (см. рис. 6).


Рис. 6 (Слайды 17-23)

5. Прямолинейное неравномерное движение

Более распространенный вид движения – прямолинейное неравномерное движение. Это движение при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути. Рассмотрим на примере движения велосипедиста (см. рис .7).



Рис. 7 (Слайды 24-30).

Задача 6. Какие из перечисленных тел движутся прямолинейно: луна, лифт, автомобиль на повороте, лыжник на трамплине, стрела, выпущенная из лука вертикально вверх, человек на эскалаторе.

06.10.2022

Тема: Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно-молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды.

Цель урока: раскрыть сущность понятия «Агрегатные состояния вещества», расширить знания о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.

Чтобы подробнее рассмотреть свойства веществ, нам необходимо разобраться в их молекулярном строении

Рассмотрим пример. После дождя появилась лужа. Если ударит мороз, и лужа замерзнет, то по ней уже можно будет проехаться. В жару вода из лужи быстро испарится, превратившись в пар. Но разве в этих случаях лужа будет состоять из другого вещества?

Нет, она все так же состоит из одних и тех же молекул. Лед, пар и вода — это одно и то же вещество, но молекулы в нем могут по-разному располагаться и взаимодействовать.

В таких случаях говорят, что вещество способно пребывать в разных состояниях или переходить из одного в другое (рисунок 1).

Рисунок 1. Расположение молекул воды в трех разных состояниях: твердом — лед, жидком — вода и газообразном — водяной пар
Рисунок 1. Расположение молекул воды в трех разных состояниях: твердом — лед, жидком — вода и газообразном — водяной пар
Агрегатные состояние вещества

Агрегатные состояния — это состояния одного вещества, при которых его свойства значительно различаются. Оно определяется расположением молекул вещества и характером их движения.

Какие три состояния вещества вам известны? Различают 3 основных агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное.

Но у веществ существуют и другие состояния. При очень больших температурах молекулы склонны распадаться на составляющие их атомы, ионы и электроны, о которых пойдет речь позже. Из этих частиц состоит плазма — одно из состояний вещества.

Мы можем ее наблюдать в виде пламени костра или свечи. Вещества, из которых состоит Солнце, тоже пребывают в плазменном состоянии, плазма в атмосфере вызывает полярное сияние. На свойствах плазмы базируется принцип работы плазменных телевизоров.

Бывают неустойчивые состояния веществ: переохлажденные или перегретые жидкости. Они достигаются охлаждением жидкости ниже температуры кристаллизации либо нагревом ее выше температуры испарения при определенных условиях. При этом, незначительное внешнее воздействие на такую жидкость вызывает ее резкий переход в твердое либо газообразное состояние.

Но сейчас мы рассмотрим подробнее основные агрегатные состояния.

Твердое агрегатное состояние

Твердым можно назвать любой предмет, сохраняющий свою форму, если его специально не разрушать. Другими словами — это такое агрегатное состояние вещества, при котором оно сохраняет свой объем и форму.

Молекулы/атомы в таком веществе находятся на определенных позициях, они могут колебаться на своих местах, но их положение по отношению к другим молекулам/атомам практически не меняется (рисунок 2).

Рисунок 2. Молекулярное строение твердого вещества (лед)
Рисунок 2. Молекулярное строение твердого вещества (лед)

В твердых кристаллических веществах атомы образуют кристаллическую решетку (лед, соль, металлы и др.) — рисунок 3.

Рисунок 3. Молекулярное строение твердого кристаллического вещества (поваренная соль: атомы натрия – красного цвета, атомы хлора – синего)
Рисунок 3. Молекулярное строение твердого кристаллического вещества (поваренная соль: атомы натрия – красного цвета, атомы хлора – синего)

В твердых телах притяжение между молекулами (атомами) намного больше, чем у жидкостей. Поэтому в обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем.

В твердых аморфных веществах атомы расположены беспорядочно, не имеют кристаллической структуры, но и не находятся в постоянном движении (смола, янтарь). Обычно характеризуются невысокой температурой плавления, из-за чего могут легко переходить в другое агрегатное состояние и обладать текучестью.

Жидкое агрегатное состояние

К жидкостям относят тела, изменить форму которых очень легко, чего нельзя сказать про их объем.

Например, налив воду из графина в стакан, жидкость примет форму сосуда, но её объем останется прежним (рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение формы жидкого вещества
Рисунок 4. Изменение формы жидкого вещества

Наполним шприц водой, закроем пальцем отверстие и попробуем сжать воду. У нас ничего не получится. Жидкость практически несжимаема. Это такое агрегатное состояние, в котором тело способно сохранять свой объем, но не сохраняет форму.

Молекулы жидкости находятся довольно близко (расстояние между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул) и их взаимодействие ощутимое. Молекулярное строение жидкости представлено на рисунке 5.

Рисунок 5. Молекулярное строение жидкого вещества (воды)
Рисунок 5. Молекулярное строение жидкого вещества (воды)

Также на свойстве жидкости легко изменять свою форму основано изготовление предметов из расплавленного стекла (рисунок 6).

Рисунок 6. Выдувание из расплавленного (жидкого) стекла
Рисунок 6. Выдувание из расплавленного (жидкого) стекла

Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем, но не сохраняет форму.

В состоянии невесомости жидкость имеет форму шара, потому что внешние силы уравновешены и форма определяется только силами молекулярного взаимодействия. У последних нет единого направления, поэтому форма жидкости симметрична в любых направлениях.

Газообразное агрегатное состояние

Большинство газов бесцветны и прозрачны, а потому невидимы. Его присутствие мы можем почувствовать при дуновении ветра, сквозняка в комнате или же на примере простых опытов (рисунок 7).

Рисунок 7. Иллюстрация опыта, подтверждающего наличие воздуха в окружающем нас пространстве
Рисунок 7. Иллюстрация опыта, подтверждающего наличие воздуха в окружающем нас пространстве

Опустим в воду воронку, предварительно соединив ее резиновой трубкой со стеклянной трубочкой. Из трубочки начнут выходить пузырьки воздуха, которые до этого были в воронке и во всей системе в целом. Подобные простые опыты подтверждают наличие воздуха вокруг нас.

Каково расположение молекул газа? Молекулы газа находятся на больших расстояниях друг от друга и в постоянном хаотичном движении. Поэтому часто взаимодействие между молекулами газа не учитывается, и большое пространство между частицами позволяет сильно сжимать газы. Молекулярное строение газа представлено на рисунке 8.

Рисунок 8. Молекулярное строение газа (паров воды)
Рисунок 8. Молекулярное строение газа (паров воды)

Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объем.

Ссылка на видео: https://yandex.fr/video/preview/8884655150741916994

Домашнее задание: Прочитать  § 12.

Сделать краткий конспект урока.

Заполнить таблицу: 

 

Твердое тело

Жидкость

Газообразное вещество

Свойства
а) форма
б) объем

 

 

 

Свойство, присущее только…

 

 

 

Объяснение свойств

 

 

 

03.10.2022

Лабораторная работа №2

Тема: «Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий)».

Цель: познакомиться со способом измерения размеров малых тел, научиться выполнять измерения непрямым (косвенным) методом (способом рядов).  По фотографии молекул вещества вычислить их размер.

Оборудование: линейка, горох, пшено, карандаш,  игла.

Инструктаж по ТБ:

1.       Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны. Точно выполняйте указания учителя. До начала работы нельзя трогать приборы и не приступать к выполнению работы без указания учителя.

2.       Перед выполнением работы тщательно изучите ее описание и ход ее выполнения.

3.       При выполнении работы используйте дробь и иглу только по назначению.

4.       Соблюдайте осторожность при работе. Располагайте оборудование  на рабочем столе так, чтобы предотвратить его падение со стола.  Не крутитесь на стуле, так можете задеть локтем оборудование, находящееся на задней парте.

5.       Берегите оборудование и используйте его по назначению.

6.       При получении травмы обратитесь к учителю.

Ход работы

1. Положите вплотную к линейке несколько (2025 штук) горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной дробинки.
2. Определите таким же способом размер крупинки пшена. Чтобы удобнее было укладывать и пересчитывать крупинки, воспользуйтесь иголкой. Способ, которым вы определили размер тела, называют способом рядов.
3. Определите способом рядов диаметр молекулы по фотографии (рис., увеличение равно 70 000).
4. Данные всех опытов и полученные результаты занесите в таблицу.
Задание рисунок 1
рис. 
Таблица .
Задание рисунок 2

5. Сделайте и запишите вывод.

Ссылка на видеоинструкцию по выполнению работы: 

https://yandex.fr/video/preview/16948700142723296014

29.09.2022

Тема: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул.

Цели урока: дать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях, непрерывном и хаотичном движении молекул; сформировать представления о значении диффузии в природе, в быту.

Движение молекул:

Почему запах духов распространяется по всей комнате? Могут ли «срастись» два кусочка металла? От чего зависит скорость движения атомов и молекул? На эти и другие вопросы вы сможете ответить, прочитав этот параграф.

Тепловое движение

В соответствии с современными представлениями, атомы и молекулы, из которых состоит вещество, находятся в беспрерывном хаотическом движении. Такое движение называется тепловым.

Тепловое движение невозможно увидеть невооруженным глазом, ведь размеры молекул очень малы.

Однако существует много физических явлений, объяснить которые можно только опираясь на тот факт, что молекулы постоянно двигаются.
Движение молекул в физике в газах, жидкостях и твёрдых телах с примерами

Определение диффузии

Бесспорным доказательством движения молекул служит физическое явление, хорошо известное вам из курса природоведения,— диффузия (от лат. diffusio — распространение, растекание).

Напомним, что диффузией называют взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее в результате теплового (хаотического) движения молекул (атомов).

Диффузия в газах и жидкостях

Вспомните, что происходит, если где-то в комнате разлить ароматное вещество, например духи,— его запах в скором времени будет ощущаться повсюду. Это значит, что молекулы ароматного вещества, двигаясь, попадают в промежутки между молекулами воздуха, которым заполнена комната, т. е. наблюдается диффузия. Именно в результате диффузии в газах мы ощущаем запах свежеиспеченного хлеба из булочной или запах прогретой солнцем травы.

Диффузию можно наблюдать и в жидкостях. Проведем такой опыт. В прозрачный сосуд с чистой водой с помощью воронки нальем раствор медного купороса так, чтобы жидкости не смешались (рис. 2.15). Сначала мы наблюдаем резкую границу между водой и раствором медного купороса. Оставив сосуд в покое на несколько дней, мы увидим, что вся жидкость в сосуде приобрела бирюзовый цвет (рис. 2.16). Причем перемешивание жидкостей произошло без вмешательства извне. Схематически процесс диффузии изображен на рис. 2.17. Многочисленные опыты свидетельствуют, что диффузия в жидкостях протекает значительно медленнее, чем в газах. Еще медленнее происходит диффузия в твердых телах. Почему? Ответ на этот вопрос следует искать в особенностях расположения молекул газов, жидкостей и твердых тел.
 

Как связаны скорость движения молекул и температура

Приготовим два сосуда, как показано на рис. 2.15. Один из сосудов поставим в теплое место, второй — в холодное. Посмотрев через некоторое время на сосуды, мы убедимся, что в теплом растворе диффузия произошла намного быстрее.

В случае повышения температуры скорость диффузии в газах также увеличивается.

Зависимость скорости диффузии от температуры особенно заметна для твердых тел. Так, английский металлург Вильям Роберт Остин провел следующий опыт. Он наплавил тонкий диск золота на свинцовый цилиндр (рис. 2.18, а) и на несколько дней поместил этот цилиндр в печь, где поддерживалась температура около 400 °С. Оказалось, что золото продиффундировало через весь цилиндр (рис. 2.18, б); тем временем при комнатной температуре диффузия практически не наблюдалась.

Таким образом, мы выяснили, что чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия, т. е. молекулы быстрее двигаются.

Довольно сложные эксперименты показывают, что при любой температуре в веществе есть молекулы, двигающиеся довольно медленно, и молекулы, скорость которых высока. Если количество молекул вещества, имеющих высокую скорость, увеличивается, т. е. увеличивается средняя скорость молекул, то это значит, что температура вещества также увеличивается.

Движение молекул в физике в газах, жидкостях и твёрдых телах с примерами

Диффузия в природа и ее применение в технике

Явление диффузии очень распространено в природе. Благодаря диффузии углекислый газ попадает в листву растений; кислород из воздуха — на дно водохранилищ; питательные вещества впитываются в кишечнике; кислород из легких попадает в кровь, а из крови — в ткани и т. д.

Диффузию широко применяют в технике. Одним из примеров является диффузное сваривание металлов. Куски металлов крепко прижимают друг к другу, нагревают до высокой
Движение молекул в физике в газах, жидкостях и твёрдых телах с примерами

температуры, но ниже температуры плавления. В месте соединения происходит диффузия, и куски металлов как будто срастаются.

Итоги:

Атомы и молекулы, из которых состоит вещество, находятся в беспрерывном хаотическом движении. Такое движение называется тепловым, поскольку увеличение температуры вещества соответствует увеличению средней скорости движения его молекул (атомов).

Одним из доказательств движения частиц вещества является физическое явление, которое называется диффузией. Диффузия — взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее в результате теплового хаотического движения молекул (атомов).

Движение и взаимодействие молекул

«…Быстро пролетают в поле зрения микроскопа мельчайшие частички, почти мгновенно изменяя направление движения. Медленнее продвигаются более крупные, но и они постоянно изменяют направление движения. Самые большие частицы практически толкутся на месте . Нигде нет и следа системы или порядка...» Таким, по словам немецкого физика Роберта Пола (1884–1976), представляется наблюдателю броуновское движение — явление, которое объясняется движением молекул. Вспомним, как движутся молекулы, и факты, подтверждающие их взаимодействие.

Что такое броуновское движение

Броуновское движение — хаотическое движение видимых в микроскоп малых макрочастиц, взвешенных в жидкости или газе, которое происходит под действием ударов молекул.

Это явление названо в честь шотландского ботаника Роберта Броуна (1773–1858), который первым наблюдал его в 1827 г. Рассматривая в микроскоп взвешенные в воде частички пыльцы, Броун заметил, что они непрерывно движутся, постоянно изменяя скорость.

Причина броуновского движения — хаотическое движение молекул жидкости или газа. Двигаясь, молекулы среды непрерывно бомбардируют взвешенную в ней макрочастицу (рис. 27.1). Если суммарная сила ударов с одной стороны случайно окажется больше, чем с другой, то макрочастица может начать движение; потом другие толчки изменят ее скорость.

Движение молекул в физике в газах, жидкостях и твёрдых телах с примерамиДвижение молекул в физике в газах, жидкостях и твёрдых телах с примерами

Теория броуновского движения, созданная А. Эйнштейном и польским физиком M. Смолуховским в 1905–1906 гг. и экспериментально подтвержденная французским физиком Ж. Перреном (рис. 27.2), окончательно закрепила победу атомистики.

Что такое диффузия и где ее применяют

Непрерывное хаотическое движение молекул происходит внутри любого макроскопического тела. В курсе физики 7 класса вы изучали диффузию — еще одно явление, обусловленное таким движением (от лат. diffusio — распространение, растекание).

Диффузия — процесс взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого, происходящий вследствие теплового движения молекул.

Если в стакан с водой налить подкрашенный сахарный сироп, спустя некоторое время вода в стакане окрасится и станет сладкой (рис. 27.3, а).

Движение молекул в физике в газах, жидкостях и твёрдых телах с примерами

Рис. 27.3. Диффузия в жидкостях и твердых телах. Вследствие теплового хаотического движения молекул сироп смешался с водой в течение суток (а), две отшлифованные и прижатые друг к другу пластины свинца и золота «срослись» на 1 мм в течение 5 лет (б)

Диффузия в жидкости происходит довольно медленно, а в твердых телах она медленнее в сотни и тысячи раз (рис. 27.3). В газах диффузия протекает гораздо быстрее, чем в жидкостях, но все равно: если бы не было конвекции, запах духов распространялся бы в комнате часами. Отметим, что в любых средах скорость диффузии увеличивается с повышением температуры и давления.

Диффузные процессы очень важны для получения и обработки некоторых материалов. Диффузия в твердых телах обеспечивает соединение металлов при сварке, пайке, никелировании. С помощью диффузии поверхностный слой металлических изделий насыщают углеродом, обеспечивая их прочность (рис. 27.4).

Движение молекул в физике в газах, жидкостях и твёрдых телах с примерами

Рис. 27.4. Цементация — процесс насыщения поверхностного слоя стали углеродом. если изготовить деталь из низкоуглеродистой стали, а затем поместить ее в высокотемпературную смесь, содержащую углерод, то благодаря диффузии поверхностный слой стали обогатится углеродом. Полученная деталь одновременно будет твердой (снаружи — крепкий чугун) и не будет разрушаться при ударных нагрузках (внутри — упругая сталь)

Разновидностью диффузии является осмос (от греч. osmos — толчок, давление) — процесс односторонней диффузии сквозь полупроницаемую перегородку (мембрану) молекул растворителя в сторону большей концентрации растворенного вещества. Например, если острым ножом отрезать дольку лимона, то сок практически не выделится; если посыпать дольку сахаром, то сок появится. Выделяясь из лимона, сок как бы стремится разбавить концентрированный раствор сахара, образовавшийся на срезе.

В природе благодаря осмосу питательные вещества и вода проникают из почвы в корни растений, из пищеварительного тракта — в организмы живых существ и непосредственно в клетки; кислород из легочных альвеол поступает в кровь и т. п. В промышленности осмос используют для очистки воды, производства напитков, получения некоторых полимеров.

Как и почему взаимодействуют молекулы

Убедиться в том, что молекулы притягиваются друг к другу, достаточно просто. Попробуйте, например, разорвать стальную проволоку или разломить кирпич — это будет сложно, хотя предметы состоят из отдельных частиц. Тот факт, что твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы, превращаясь в газ, тоже говорит о том, что между молекулами существуют силы притяжения. Вместе с тем молекулы отталкиваются друг от друга. В этом легко убедиться, попробовав сжать ту же проволоку или тот же кирпич, — вряд ли вам это удастся.

МКТ утверждает: между молекулами одновременно существуют как силы притяжения, так и силы отталкивания. Основная причина наличия этих сил — электрическое притяжение и отталкивание заряженных частиц, образующих атом: положительно заряженное ядро одного атома притягивается к отрицательно заряженному электронному облаку другого атома; вместе с тем и ядра атомов отталкиваются друг от друга, и электронные облака. 

Ссылка на видео: https://yandex.fr/video/preview/?text=Тепловое%20движение%20атомов%20и%20молекул.%20Диффузия%20в%20газах%2Cжидкостях%20и%20твердых%20телах.%20Броуновское%20движениеВзаимодействие%20%28притяжение%20и%20отталкивание%29%20молекул.&path=yandex_search&parent-reqid=1664432223912197-15874136588561492425-vla1-4279-vla-l7-balancer-8080-BAL-2274&from_type=vast&filmId=2169107756482177859

Домашнее задание: параграфы 9, 10.

Выполнить тестовые задания:

1. Броуновское движение частиц краски в воде является следствием

1) притяжения между атомами и молекулами
2) отталкивания между атомами и молекулами
3) хаотического и непрерывного движения молекул
4) перемещения слоёв воды из-за разности температуры нижних и верхних слоёв

2. В какой из приведённых ниже ситуаций речь идёт о броуновском движении?

1) беспорядочное движение пылинок в воздухе
2) распространение запахов
3) колебательное движение частиц в узлах кристаллической решётки
4) поступательное движение молекул газа

3. Что означают слова: «Молекулы движутся хаотически» ?

А. Отсутствует выделенное направление движения молекул.
Б. Движение молекул не подчиняется никаким законам.

Правильный ответ

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

4. Положение молекулярно-кинетической теории строения вещества о том, что частицы вещества участвуют в непрерывном хаотическом движении, относится

1) только к газам
2) только жидкостям
3) только к газам и жидкостям
4) к газам, жидкостям и твёрдым телам

5. Какое (-ие) положение (-я) молекулярно-кинетической теории строения вещества подтверждает явление диффузии?

А. Молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении
Б. Между молекулами существуют промежутки

Правильный ответ

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

6. При одинаковой температуре диффузия в жидкостях происходит

1) быстрее, чем в твёрдых телах
2) быстрее, чем в газах
3) медленнее, чем в твёрдых телах
4) с той же скоростью, что и в газах

7. Укажите пару веществ, скорость диффузии которых наименьшая при прочих равных условиях

1) раствор медного купороса и вода
2) пары эфира и воздух
3) железная и алюминиевая пластины
4) вода и спирт

8. Вода кипит и превращается в пар при температуре 100 °С. Средняя скорость движения молекул пара

1) равна средней скорости движения молекул воды
2) больше средней скорости движения молекул воды
3) меньше средней скорости движения молекул воды
4) зависит от атмосферного давления

9. Один стакан с водой стоит на столе в тёплом помещении, другой — в холодильнике. Средняя скорость движения молекул воды в стакане, стоящем в холодильнике

1) равна средней скорости движения молекул воды в стакане, стоящем на столе
2) больше средней скорости движения молекул воды в стакане, стоящем на столе
3) меньше средней скорости движения молекул воды в стакане, стоящем на столе
4) равна нулю

10. Из перечня приведённых ниже высказываний выберите два правильных и запишите их номера в таблицу

1) тепловое движение молекул происходит только при температуре большей 0 °С
2) диффузия в твёрдых телах невозможна
3) между молекулами одновременно действуют силы притяжения и силы отталкивания
4) молекула — это наименьшая частица вещества
5) скорость диффузии увеличивается с повышением температуры

22.09.2022

Тема: Строение вещества. Атомы и молекулы.

Все вещества состоят из отдельных мельчайших частиц : молекул и атомов.

Основоположником идеи дискретного строения вещества (т.е. состоящего из отдельных частиц) считается древнегреческий философ Демокрит, живший около 470 года до новой эры. Демокрит считал, что все тела состоят из бесчисленного количества сверхмалых, невидимых глазу, неделимых частиц. "Они бесконечно разнообразны, имеют впадины и выпуклости, которыми сцепляются, образуя все материальные тела, а в  природе существуют только атомы и пустота.

Догадка Демокрита была надолго забыта. Однако, его взгляды на строение вещества дошли до нас благодаря римскому поэту Лукрецию Кару: "... все вещи, как мы замечаем, становятся меньше, И как бы тают они в течение долгого века..."

Атомы

Атомы очень малы. Их невозможно разглядеть не только простым глазом, но  и с помощью даже самого мощного оптического микроскопа.
Глаз человека не способен разглядеть атомы и промежутки между ними, поэтому любое вещество кажется нам сплошным.

В  1951 году Эрвин Мюллер изобрёл ионный микроскоп, позволивший в деталях разглядеть атомную структуру металла.

Атомы различных химических элементов отличаются друг от друга. Различия атомов элементов можно определить по периодической таблице Менделеева.


Молекулы

Молекула - это мельчайшая частица вещества, обладающая свойствами этого вещества. Так, молекула сахара - сладкая, а соли - соленая.

Молекулы состоят из атомов.

Размеры молекул ничтожно малы.




Как увидеть молекулу? - с помощью электронного микроскопа.





Посмотрите видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=u5L4eHJ9KFw

Домашнее задание:

1. параграфы 7-8; вопросы; 

2. сообщение по теме “Интересные факты о молекулах” (в произвольной форме).

19.09.2022

Разъяснение для выполнения Лабораторной работы № 1.

1. Рассмотрите измерительный цилиндр на рисунке, обратите внимание на его деления. Ответьте на следующие вопросы.
1) Какой объём жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита:
а) до верхнего штриха;
б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля?
2)Какой объём жидкости помещается:
а) между 2−м и 3−м штрихами, обозначенными цифрами;
б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки?
2. Рассмотрите рисунок  и определите цену деления изображённой на нём мензурки.

Алгоритм определения цены деления описан в Лабораторной работе, или в учебнике на странице 16.
В качестве исследуемого цилиндра возьмите цилиндр изображенный на рисунке ниже. 

Поэтому-же принципу определите цену деления для вашей школьной линейки и для термометра (любого, который есть в вашем доме).

Выполняйте. Если возникают вопросы связывайтесь со мною.

12.092022

Лабораторная работа №1

«Определение цены деления шкалы измерительного прибора»

 Цель: научиться определять цену деления шкалы измерительных приборов 

Оборудование: ;линейка; термометр; мерный цилиндр; стакан на 250 мл; стакан на 100 мл. 

Ход работы 

Чтобы определить цену деления шкалы измерительного прибора необходимо выполнить следующие действия: 1.Определить какую физическую величину измеряет данный прибор. 2.Установить в каких единицах он её измеряет. 3.Выбрать на шкале два соседних штриха, рядом с которыми стоят цифры. 4.Установить, каким значениям соответствуют эти цифры. \

5.Найти разность этих значений.

6.Подсчитать число делений между выбранными штрихами. 7.Найденную разность значений  разделить на число делений между штрихами (пункт  Вывод: в результате проведённой работы я научилась (ся) _______________________________________________ ___________________________________________________________________________________

Данную работу записываем в тетради для лабораторных работ. Полностью записываем дату, тему, цель оборудование, ход работы, вывод.

Для выполнения работы просмотрите видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=_DFGcgNNfzE

08.09.2022

Тема: Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Международная система единиц.

Задачи урока:

1.                     Сформировать представление о физических величинах, единицах измерения, международной системе единиц.

2.                     Научиться измерять физические величины и сравнивать их.


Для того чтобы количественно охарактеризовать физическое явление или свойства физического тела необходимо ввести физические величины.

Определение 1. Физическая величина количественно характеризует физическое явление, свойства тел и веществ.

Например, температура характеризует степень нагретости тела,

скорость – движение тел и т.д.

 

 

Физические величины

 



 

Скалярные – характеризуются численным значением

 

Векторные – характеризуются численным значением и направлением

 

Для того что бы измерить физическую величину, ее нужно сравнить с эталоном. Для этого была создана Международная система единиц (СИ).

Единицы температуры – 0С

Единицы скорости – м/с

Единицы массы – кг

Единицы длины – м

Единицы времени – с

Если сравнить длину какого-либо предмета с метром, то полученная длина так же будет измеряться в метрах .

При решении задач возникает не всегда удобно выражать полученный результат в СИ, в таких случаях используют единицы, которые в 10, 100, 1000 раз больше единиц СИ, их называют кратными, либо в 10, 100, 1000 раз меньше единиц СИ, их называют дольными.

 Таблица приставок и множителей

Кратные

Дольные

Приставки

Множитель

Приставки

Множитель

Гига (Г)

Мега (М)

Кило (к)

Гекто (г)

Дека (д)

109

106

103

102

101

Нано (н)

Микро (мк)

Мили (мл)

Санти (с)

Деци (д)

10-9

10-6

10-3

10-2

10-1

 

Для того что бы сравнить две физические величины, нужно сначала выразить их в одинаковых единицах.

Например, нужно сравнить 1,2 км и 200м, мы знаем, что в 1км – 1000м, следовательно, 1,2км=1200м, что гораздо больше, чем 200м.

Нельзя сравнивать неоднородные величины, масса и объем, время и температура и т.д. 

Посмотрите видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=3UeGYKAqrww

Домашнее задание:

Выучить § 4.

Выполнить письменно задания из задачника № 15, 16 стр. 4. 

05.09.2022

Тема: Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.

Любые изменения, которые происходят с телами, называют явлениями. Рождение звезд, смена дня и ночи, таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкание молнии при грозе и так далее – все это явления природы.

Физические явления

Вспомним, что тела состоят из веществ. Заметим, что при одних явлениях вещества тел не меняются, а при других – меняются. Например, если разорвать листок бумаги пополам, то, несмотря на произошедшие изменения, бумага останется бумагой. Если же бумагу сжечь, то она превратится в пепел и дым.

Явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел, состояние веществ, но вещества остаются прежними, не превращаются в другие, называют физическими явлениями (испарение воды, свечение электрической лампочки, звучание струн музыкального инструмента и т. д.).

Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают механические, тепловые, электрические, световые и др.

Давайте вспомним, как плывут по небу облака, летит самолет, едет автомобиль, падает яблоко, катится тележка и т. д. Во всех перечисленных явлениях предметы (тела) движутся. Явления, связанные с изменением положения какого-либо тела по отношению к другим телам, называют механическими (в переводе с греческого «механе» означает машина, орудие).

Многие явления вызываются сменой тепла и холода. При этом происходят изменения свойств самих тел. Они меняют форму, размеры, изменяется состояние этих тел. Например, при нагревании лед превращается в воду, вода – в пар; при понижении температуры пар превращается в воду, вода – в лед. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел, называют тепловыми .

Рассмотрим электрические явления. Слово «электричество» происходит от греческого слова «электрон» – янтарь. Вспомните, что, когда вы быстро снимаете с себя шерстяной свитер, вы слышите легкий треск. Проделав то же в полной темноте, вы увидите еще и искры. Это простейшее электрическое явление.

Чтобы познакомиться еще с одним электрическим явлением, проделайте следующий опыт.

Нарвите маленькие кусочки бумаги, положите их на поверхность стола. Расчешите чистые и сухие волосы пластмассовой расческой и поднесите ее к бумажкам. Что произошло?


Тела, которые способны после натирания притягивать легкие предметы, называют наэлектризованными. Молнии при грозе, полярные сияния, электризация бумаги и синтетических тканей – все это электрические явления. Работа телефона, радио, телевизора, разнообразных бытовых приборов – это примеры использования человеком электрических явлений.

Явления, которые связаны со светом, называют световыми. Свет излучают Солнце, звезды, лампы и некоторые живые существа, например жуки-светлячки. Такие тела называются светящимися.

Мы видим при условии воздействия света на сетчатку глаза. В абсолютной темноте мы видеть не можем. Предметы, которые сами не излучают свет (например, деревья, трава, страницы этой книги и др.), видны только тогда, когда они получают свет от какого-нибудь светящегося тела и отражают его от своей поверхности.

Луна, о которой мы часто говорим как о ночном светиле, в действительности является лишь своеобразным отражателем солнечного света.

Изучая физические явления природы, человек научился использовать их в повседневной жизни, быту.

Домашнее задание:

Выполнете задания письменно. 

1. Что называют явлениями природы?

2. Прочитайте текст. Перечислите, какие явления природы называются в нем: «Наступила весна. Солнце греет все сильнее. Тает снег, бегут ручьи. На деревьях набухли почки, прилетели грачи».

3. Какие явления называют физическими?

4. Из перечисленных ниже физических явлений в первый столбик выпишите механические явления; во второй – тепловые; в третий – электрические; в четвертый – световые явления.

Физические явления: вспышка молнии; таяние снега; спуск с горы на санках; плавление металлов; работа электрического звонка; радуга на небе; солнечный зайчик; перемещение камней, песка водой; кипение воды. 

01.09.2022

Доброе утро! Мы начинаем изучать предмет Физика.

Для работы нам понадобятся 1 рабочая тетрадь (38 листов), 1 тетрадь для лабораторных работ (12 листов), 1 тетрадь для контрольных работ (12 листов).

Электронный учебник для 7 класса вы найдете по ссылке: https://pdf.11klasov.net/744-fizika-7-klass-belaga-vv-lomachenkov-ia-panebratcev-yua.html

Электронный задачник: https://pdf.11klasov.net/7089-sbornik-zadach-po-fizike-dlja-7-9-klassov-lukashik-vi-ivanova-ev.html

Техника безопасности в кабинете физики 7 класс

-Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно  выполняйте указания учителя.  До начала работы приборы не трогать и не приступать к  выполнению лабораторной работы до указания учителя.       -Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно  изучите её описание, уясните ход её выполнения. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем  месте в порядке, указанном учителем.                                                                            -Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся при  выполнении задания.    -При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашку, гири на правую. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чаши осторожно, ни в коем случае не бросайте их. -По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в  футляр, а не на стол. -При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы,  термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со  стола.                               -При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с  трещинами или с повреждёнными краями.                            Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола  осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.    При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы  длина пружины выходила за ограничитель на шкале. -При выполнении практических работ с применением ниток –  не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами. -При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не  разбрызгивайте и не разливайте.  При пользовании рычагом-­линейкой не забывайте  придерживать свободный от грузов конец рукой. -При работе с мелкими предметами (горох, дробь, гайки и т.п.)  используйте их только по назначению. -Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его  падения. -Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими  и режущимися предметами.  При получении травмы обратитесь к учителю. 

Изучить внимательно!!!

Тема урока: Физика – наука о природе. Физические тела и явления. 

Посмотрите видео по ссылке: https://video-ypoku.com/dlya-detej-i-roditelej/shkolnikam/3785-fizika-7-klass-infourok

Домашнее задание: 

Внимательно прочитайте учебник § 1, 2 стр. 8-11 (ссылка на электронный учебник выше).

Выпишите в тетради новые для Вас термины.

Выполните задания письменно № 2, 4, 5 стр. 3 (ссылка на электронный задачник выше).

Внимание!

Задания высылать на почту: shoshin981@gmail.com

Указывать дату урокаФамилию Имя, класс, название предмета (Физика).

Удачи!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие учащиеся Школы №73 и родители! Все задания по Химии и Физике вы найдете на предметных страницах в   разделах своих классов, задания ...